ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ

Формирование процесса письма, к сожалению, не всегда осуществляется полноценно. Для обозначения нарушения процесса формирования письма в логопедии принят термин «дисграфия».

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Р.И. Лалаева характеризует дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, что не связано с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта.

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Их можно сгруппировать следующим образом: - искажения и замены букв; - искажение звукослоговой структуры слова; - нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; - аграмматизмы на письме.

Если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умение сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький – большой, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше – ниже, дальше – ближе, слева – справа, спереди – сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертаниях оптически сходных букв.

Классификация дисграфии, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена (Парамоновой Л.Г., Ковшиковым В.А., Лалаевой Р.И., Волковой Л.С. и др.) (по Н.Г. Свободиной)

Название дисграфии

Чем может быть обусловлена

Проявления

Артикуляторно-

акустическая

дисграфия

дефектным произношением звуков

замены, смешения, пропуски букв

Акустическая

дисграфия

нарушением фонемного распознавания, несформированностью

фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам)

замены, смешения, пропуски букв

Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

нарушением звуко- буквенного анализа и синтеза

пропуски, перестановки, добавления букв в слове

нарушением слогового анализа и синтеза

пропуски, перестановки, вставки слогов

нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложений

пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении

Аграмматическая дисграфия

недоразвитием лексико-грамматического строя речи

нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов

Несформированностью морфологических и синтаксических обобщений

нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения

Оптическая

дисграфия

недоразвитием зрительного гнозиса, мнезиса (памяти), зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений

зеркальные замены

реверсии, вертикальные (в-д) и горизонтальные (с - э)

литеральные (на уровне буквы) и вербальные (на уровне слова)

кинетические ошибки - дописывание лишних элементов, недописывание элементов букв

 

И. Н. Садовникова разработала свою классификацию ошибок письма.

Классификация

специфических ошибок письма

(по И. Н. Садовниковой)

Вид ошибок

Пример

Отграничение речевых единиц

Предложения

Нарушение границ предложения (точка, заглавная буква в первом слове)

Слова

Раздельное написание частей:

А) первая буква напоминает предлог, союз «и дут», «на чалось»,

«я сный», «с вой»

Б) при стечении согласных (артикулярная слитность)

«б рат», « пчелы», «поп росил»

В) смешение границ «удедмо Роза», «врекепетя»

Слитное написание:

А) служебные слова «вдому», «надорогу»

Б) самостоятельные слова «кругомтихо», «всядетвора»

В) с пропуском частей «каждень», былето»

Ошибки звукового анализа

Пропуски

«снки» - санки, «кичат» — кричат

«девча» - девочка, «калкочи» - колокольчики

Вставки

А) призвук «девочика», «ноябарь», «дружено»

Б) вставка-повтор «дуружно», «в лесокол», «на речуку»

Перестановки

А) букв «чунал» - чулан, «корвом» - ковром

Б) слогов «но» - он, «зиам» - зима,

«зи берегов» - из берегов

Упрощение структуры слов .

«стол» - столик, «слон» — слоник

Контаминации

«лептбау» — лепят бабу, «блзм» - была зима Обозначение мягкости согласных

Гласными 2-го ряда

А - Я, У - Ю, 0 - Е, Ы - И, Э - Е

«Луда», «клатва», «мач», «клост», «ковор», «кормы-

ла», «Сэмон»

Буквой Ь

«ден», «лос», «лидина»

Смешения букв

По акустико-артикуляционному сходству

В четкой позиции

звонких и глухих парных согласных

Б - П, Д - Т, Г - К, В - Ф, 3 - С, Ж - Ш

«тавно», «сыдый», «вазилек», «зумка», «попеда», балатка», «долко», «черемука»

свистящих-шипящих

С – Ш, З – Ж, С – Щ

шиски», «восли», «шушим», «зелезо», «жажгли», <нещст»

соноров

Р – Л, Й – Л

«смерый», «хородный», «солька» (сойка)

аффрикат

Ч-Щ,Ч-Ц,Ч-Т, Ц-Т, Ц-С

«роча» - роща, «сквореч» - скворец, «черчит» - чертит,

«пцицы»  - птицы, «куриса» - курица, «девотька» - девочка

По кинетическому сходству

 о – а (в ударной позиции) - «бонт», «тетродь», «на гарку», «ураки»

 б – д - «лидит», «ядлоки», «вородей», «убача» и - у - «прурода», «дедишка», «зеленый кист»

 п – т - «стасли», «шатка», «спанция»

 х – ж - «поймал еха», «дорохки», «нажодка»

 л – я - «февраль», «кячь»

 л – м - «мань», «лаяк»

неправильное написание количества элементов сочетаний «ши, ми, ли»

Персеверации

(застревание)

А) в пределах слова - «магазим», «колхозниз»

Б) в пределах словосочетания «у деда Модоза»

В) в пределах предложения «Девочка кормила петуха курм»

Антиципации

(упреждение,

предвосхищение)

А) в пределах слова - «на девевьях», «дод крышей»

Б) в пределах словосочетания «жукчат ручейки»

В) в пределах предложения «Жалобко замяукал котенок»

Аграмматизмы

Словообразования

(морфемный

аграмматизм)

А) при образовании существительных ~ лед - «ледик», мед - «медик» рука - «рукища», нога — «ногища»

Б) при образовании прилагательных - цветок растущий в поле - «иоленой» цветок, хвост медведя - «медведкин, медведий, медвежо- вый» хвост

А) при образовании глаголов - «Пожарник поливает пожар» — заливает «Лосиха присторожилась» — насторожилась

согласования

Нарушение согласования и связи слов в словосочетаниях и предложениях.

«Засыпанным снегом лес был сказочно красив.» «Пушкина не удовлетворяло жизнь в Кишеневе.»

управления

«на ветки деревьях», «по дорожках сада»

употребления

предлогов

А) пропуск предлогов - «вызвал доске», «Зайка жил живом уголке»

Б) удваивание предлогов - «в светлую воду в светлой реки»

В) замена предлогов - «тень за деревом, перед деревом» (перед - под)

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. На основании этого можно выделить три группы специфических ошибок: - ошибки на уровне буквы и слога; - ошибки на уровне слова; - ошибки на уровне словосочетания и предложения.