ПРИЧИНЫ ДИСГРАФИИ
Формирование процесса письма, к сожалению, не всегда осуществляется полноценно. Для обозначения нарушения процесса формирования письма в логопедии принят термин «дисграфия».
Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Р.И. Лалаева характеризует дисграфию как частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. И.Н. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, что не связано с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта.
Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Их можно сгруппировать следующим образом: - искажения и замены букв; - искажение звукослоговой структуры слова; - нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; - аграмматизмы на письме.
Если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умение сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький – большой, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше – ниже, дальше – ближе, слева – справа, спереди – сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертаниях оптически сходных букв.
Классификация дисграфии, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена (Парамоновой Л.Г., Ковшиковым В.А., Лалаевой Р.И., Волковой Л.С. и др.) (по Н.Г. Свободиной)
Название дисграфии |
Чем может быть обусловлена |
Проявления |
Артикуляторно- акустическая дисграфия |
дефектным произношением звуков |
замены, смешения, пропуски букв |
Акустическая дисграфия |
нарушением фонемного распознавания, несформированностью фонематических дифференцировок (замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам) |
замены, смешения, пропуски букв |
Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза |
нарушением звуко- буквенного анализа и синтеза |
пропуски, перестановки, добавления букв в слове |
нарушением слогового анализа и синтеза |
пропуски, перестановки, вставки слогов |
|
нарушением анализа и синтеза слов на уровне предложений |
пропуски, перестановки, вставки слов, слитное написание слов в предложении |
|
Аграмматическая дисграфия |
недоразвитием лексико-грамматического строя речи |
нарушение смысловых и грамматических связей, искажение морфологической структуры слов |
Несформированностью морфологических и синтаксических обобщений |
нарушение согласования слов, искажение предложно-падежных конструкций, пропуски членов предложения |
|
Оптическая дисграфия |
недоразвитием зрительного гнозиса, мнезиса (памяти), зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений |
зеркальные замены реверсии, вертикальные (в-д) и горизонтальные (с - э) литеральные (на уровне буквы) и вербальные (на уровне слова) кинетические ошибки - дописывание лишних элементов, недописывание элементов букв |
И. Н. Садовникова разработала свою классификацию ошибок письма.
Классификация
специфических ошибок письма
(по И. Н. Садовниковой)
Вид ошибок |
Пример |
Отграничение речевых единиц |
|
Предложения |
Нарушение границ предложения (точка, заглавная буква в первом слове) |
Слова |
Раздельное написание частей: А) первая буква напоминает предлог, союз «и дут», «на чалось», «я сный», «с вой» Б) при стечении согласных (артикулярная слитность) «б рат», « пчелы», «поп росил» В) смешение границ «удедмо Роза», «врекепетя» Слитное написание: А) служебные слова «вдому», «надорогу» Б) самостоятельные слова «кругомтихо», «всядетвора» В) с пропуском частей «каждень», былето» |
Ошибки звукового анализа |
|
Пропуски |
«снки» - санки, «кичат» — кричат «девча» - девочка, «калкочи» - колокольчики |
Вставки |
А) призвук «девочика», «ноябарь», «дружено» Б) вставка-повтор «дуружно», «в лесокол», «на речуку» |
Перестановки |
А) букв «чунал» - чулан, «корвом» - ковром Б) слогов «но» - он, «зиам» - зима, «зи берегов» - из берегов |
Упрощение структуры слов . |
«стол» - столик, «слон» — слоник |
Контаминации |
«лептбау» — лепят бабу, «блзм» - была зима Обозначение мягкости согласных |
Гласными 2-го ряда |
А - Я, У - Ю, 0 - Е, Ы - И, Э - Е «Луда», «клатва», «мач», «клост», «ковор», «кормы- ла», «Сэмон» |
Буквой Ь |
«ден», «лос», «лидина» |
Смешения букв |
|
По акустико-артикуляционному сходству |
В четкой позиции |
звонких и глухих парных согласных |
Б - П, Д - Т, Г - К, В - Ф, 3 - С, Ж - Ш «тавно», «сыдый», «вазилек», «зумка», «попеда», балатка», «долко», «черемука» |
свистящих-шипящих |
С – Ш, З – Ж, С – Щ шиски», «восли», «шушим», «зелезо», «жажгли», <нещст» |
соноров |
Р – Л, Й – Л «смерый», «хородный», «солька» (сойка) |
аффрикат |
Ч-Щ,Ч-Ц,Ч-Т, Ц-Т, Ц-С «роча» - роща, «сквореч» - скворец, «черчит» - чертит, «пцицы» - птицы, «куриса» - курица, «девотька» - девочка |
По кинетическому сходству |
о – а (в ударной позиции) - «бонт», «тетродь», «на гарку», «ураки» б – д - «лидит», «ядлоки», «вородей», «убача» и - у - «прурода», «дедишка», «зеленый кист» п – т - «стасли», «шатка», «спанция» х – ж - «поймал еха», «дорохки», «нажодка» л – я - «февраль», «кячь» л – м - «мань», «лаяк» неправильное написание количества элементов сочетаний «ши, ми, ли» |
Персеверации (застревание) |
А) в пределах слова - «магазим», «колхозниз» Б) в пределах словосочетания «у деда Модоза» В) в пределах предложения «Девочка кормила петуха курм» |
Антиципации (упреждение, предвосхищение) |
А) в пределах слова - «на девевьях», «дод крышей» Б) в пределах словосочетания «жукчат ручейки» В) в пределах предложения «Жалобко замяукал котенок» |
Аграмматизмы |
|
Словообразования (морфемный аграмматизм) |
А) при образовании существительных ~ лед - «ледик», мед - «медик» рука - «рукища», нога — «ногища» Б) при образовании прилагательных - цветок растущий в поле - «иоленой» цветок, хвост медведя - «медведкин, медведий, медвежо- вый» хвост А) при образовании глаголов - «Пожарник поливает пожар» — заливает «Лосиха присторожилась» — насторожилась |
согласования |
Нарушение согласования и связи слов в словосочетаниях и предложениях. «Засыпанным снегом лес был сказочно красив.» «Пушкина не удовлетворяло жизнь в Кишеневе.» |
управления |
«на ветки деревьях», «по дорожках сада» |
употребления предлогов |
А) пропуск предлогов - «вызвал доске», «Зайка жил живом уголке» Б) удваивание предлогов - «в светлую воду в светлой реки» В) замена предлогов - «тень за деревом, перед деревом» (перед - под) |
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. На основании этого можно выделить три группы специфических ошибок: - ошибки на уровне буквы и слога; - ошибки на уровне слова; - ошибки на уровне словосочетания и предложения.